?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Самонаводящаяся авиационная бомба, стабилизированная по крену (РФ № 2247314) - патент на КАБ-500С
ak_12
Ссылка

Ссылка на PDF файл

Используемые в Сирии КАБ-500С-Э не оснащены аппаратурой ввода дифференциальных поправок (отсутствует антенна (16)). использование которой значительно повышает точности попадания в цель средств поражения со спутниковым наведением.

КАБ-500С

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к самонаводящимся авиабомбам. Сущность изобретения заключается в том, что в авиационной бомбе в качестве системы самонаведения применяется аппаратура глобальной спутниковой навигации с приемником дифференциальных поправок. Конструктивно аэродинамическая компоновка авиабомбы выполнена так, что в ней реализуется малая статическая устойчивость, что позволяет маломощным рулевым машинкам газового привода с аэродинамическими рулями небольшой площади отклонять авиабомбу на значительные углы атаки и обеспечивать тем самым высокую маневренность авиабомбы. Система наведения авиабомбы формирует крутые попадающие траектории, что совместно с увеличенной массой боевой нагрузки, ее конструктивными параметрами позволяет реализовать высокую точность и результирующую эффективность авиабомбы.


[...]

Целью изобретения является реализация круглосуточного и всепогодного применения авиационной бомбы при выполнении принципа “сбросил-забыл”.

Поставленная задача достигается тем, что телевизионная гиростабилизированная ГСН в авиационной бомбе-прототипе заменяется аппаратурой глобальной спутниковой навигации (АСН). При этом на предлагаемую самонаводящуюся авиационную бомбу, стабилизированную по крену, устанавливаются две антенны глобальной спутниковой связи и одна для приема информации от наземной станции дифференциальных поправок, а также аппаратура глобальной спутниковой и инерциальной навигации (см. фиг.3, 4).

[...]

Системы наведения с аппаратурой спутниковой навигации специальных объектов для повышения точности попадания в цель используют, так называемый, дифференциальный режим работы.

Для этого создается опорная широкозонная наземная станция с точно известными (ошибка по уровню самонаводящаяся авиационная бомба, стабилизированная по крену, патент № 2247314 составляет 0,5 м) геодезическими координатами. Свои координаты опорная станция определяет также с помощью аппаратуры глобальной спутниковой навигации. Так как систематические погрешности местоопределения мало меняются во времени и в пространстве, опорная станция вычисляет разность между своими фактическими координатами, определенными геодезически, и полученными с помощью штатной аппаратуры глобальной спутниковой системы местоопределения.

Эта разность и есть дифференциальная поправка, которая автоматически передается потребителям в районе опорной станции. Для этого аппаратура потребителя в свой состав должна включать приемник дифпоправок.

Зона действия опорной станции дифпоправок достаточно велика и может составлять 200... 1000 км.

Максимальная ошибка определения координат потребителя при этом не хуже 3... 5 м.


Предлагаемая в изобретении самонаводящаяся авиационная бомба, стабилизированная по крену с аппаратурой спутниковой и инерциальной навигации, содержит (см. фиг.3, 4) последовательно соединенные головной отсек (12), выполненный в виде конуса высотой, равной 0,9 калибра авиабомбы, и диаметром основания, равным 0,65 калибра авиабомбы, с блоком чувствительных элементов (двумя свободными гироскопами, каналы У и Z, и тремя акселерометрами, каналы X, У, Z), носовой стыковочный отсек (13), выполненный в виде усеченного конуса с диаметром основания 0,65 и 0,85 калибра авиабомбы и высотой, равной 0,5 калибра авиабомбы, с блоком приемовычислительного устройства, блоком дифференциальных поправок, с четырьмя дестабилизаторами (2), расположенными по Х-образной схеме и имеющими жесткие размеры (они не раскрываются и не имеют выдвижных перьев), длина нижней кромки дестабилизатора 0,5 калибра авиабомбы, длина верхней кромки дестабилизатора составляет 0,385 калибра авиабомбы, угол стреловидности дестабилизатора составляет 33°; переходный отсек (14) с блоком траекторного управления наведением, двумя антеннами глобальной спутниковой радионавигаци (15), приемной антенной дифференциальных поправок (16), выполненной в виде тонкостенного цилиндра с диаметром, равным калибру авиабомбы, и длиной 1,123 калибра авиабомбы, сопряженный с усеченным конусом, высота которого составляет 0,413 калибра авиабомбы, а диаметр сопряжения с носовым стыковочным отсеком (13) составляет 0,85 калибра авиабомбы, с двумя антеннами глобальной спутниковой навигации (15), выполненными в виде прямоугольных пластин с длиной 0,3 и шириной 0,2 калибра авиабомбы и расположенными симметрично по бокам авиабомбы на расстоянии, равным 1,9 калибра авиабомбы от головной оконечности авиабомбы, и одной антенной дифференциальных поправок (16) длиной 0,76 калибра авиабомбы и высотой 0,325 калибра авиабомбы, расположенной снизу в плоскости симметрии авиабомбы на расстоянии 2,175 калибра авиабомбы от ее головной оконечности.

[...]

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Самонаводящаяся авиационная бомба, стабилизированная по крену, содержащая последовательно соединенные головной отсек, носовой стыковочный отсек с четырьмя дестабилизаторами, расположенными по X-образной схеме, длина нижней кромки дестабилизаторов составляет 0,5 калибра авиабомбы, длина верхней кромки дестабилизаторов составляет 0,385 калибра, угол стреловидности составляет 33°, переходный отсек авиабомбы, отсек боевой нагрузки, содержащий взрыватель, укрепленный на заднем основании боевой нагрузки, хвостовой отсек, содержащий аппаратуру системы управления, турбогенераторный источник электропитания, четыре рулевые машинки газового привода, четыре стабилизатора, расположенные по Х-образной схеме, с четырьмя аэродинамическими рулями, причем хвостовой отсек выполнен в виде цилиндра диаметром 0,85-0,93 калибра авиабомбы и длиной 1,95-2,05 калибра авиабомбы, длина корневой хорды стабилизаторов составляет 1,4-1,5 калибра, высота 0,6-0,65 калибра, длина концевой хорды 0,8-0,9 калибра, а угол стреловидности стабилизаторов составляет 40-50°, хорда каждого из поворотных аэродинамических рулей составляет 0,32-0,36 калибра авиабомбы, высота 0,6-0,65 калибра авиабомбы, отличающаяся тем, что головной отсек с блоком чувствительных элементов - двумя свободными гироскопами и тремя акселерометрами - выполнен в виде конуса, высота которого составляет 0,9 калибра авиабомбы и диаметром основания, равным 0,65 калибра авиабомбы, носовой стыковочный отсек с приемовычислительным блоком глобальной спутниковой навигации и блоком дифференциальных поправок выполнен в виде усеченного конуса с диаметрами оснований 0,65 и 0,85 калибра авиабомбы соответственно и высотой, равной 0,5 калибра авиабомбы, переходной отсек с блоком траекторного управления наведением, двумя антенами глобальной спутниковой радионавигации, приемной антеной дифференциальных поправок, выполненный в виде тонкостенного цилиндра с диаметром, равным калибру авиабомбы и длиной 1,123 калибра авиабомбы, сопряженный с усеченным конусом, высота которого составляет 0,413 калибра авиабомбы, а диаметр сопряжения с носовым стыковочным отсеком составляет 0,85 калибра авиабомбы, причем на переходном отсеке установлены две антенны глобальной спутниковой навигации, выполненные в виде прямоугольных пластин с длиной 0,3 и шириной 0,2 калибра авиабомбы и расположенные симметрично по бокам авиабомбы на расстоянии, равном 1,9 калибра авиабомбы от головной оконечности авиабомбы, и одной антенной дифференциальных поправок длиной 0,76 калибра авиабомбы и высотой 0,325 калибра авиабомбы, расположенной снизу авиабомбы в плоскости ее симметрии на расстоянии 2,175 калибра авиабомбы от ее носовой оконечности, а отсек боевой нагрузки представляет собой цилиндр с диаметром, равным калибру авиабомбы и длиной 3,57 калибра авиабомбы, сопряженный с усеченным конусом высотой 0,773 калибра авиабомбы с диаметром основания, сопряженного с хвостовым отсеком авиабомбы, равным 0,85-0,93 ее калибра.


  • 1
если вкратце, что из этого патента вытекает? немного лучше КВО? а это так важно при применении КАБ по типичным объектам? ПО-моему, по степени экономической эффективности самое хорошее - это новые прицельные комплексы, позволяющие эффективно применять тонны накопленного чугуния вне зоны действия ПЗРК; далее - максимальное удешевление КАБ и создание дешевых и простых комплексов по дооснащению чугуния, чтоб применять как КАБ.

А изыски по увеличению точности для поражения редких особопрочных целей - это, конечно, хорошо, но задача довольно узкая, к тому же на них можно сбросить и бомбу в 1500, я думаю, это будет внушительнее, чем лишние пара метров КВО.

>если вкратце, что из этого патента вытекает?

Вытекает что заявления в 2012 г. в СМИ ("Известия") что МО отказалось от закупок КАБ-500С видимо оказались правдивыми, и сегодня ВКС России в Сирии вынуждены использовать экспортные КАБ-500С-Э с ухудшенными (по высоте и дальности сброса, точности) характеристиками.

У Минобороны своя правда. После появления американских SDB, посредственная аэродинамика КАБ-500С, (которая к слову хуже аэродинамики JDAM) предопределяющая относительно небольшую дальность полёта КАБ-500С после сброса, уже не перспективна.

Имеющиеся свободнопадающие бомбы применять можно и нужно, но "создание дешевых и простых комплексов по дооснащению чугуния" в отечественных условиях особых перспектив не имеет. Отечественный "чугуний" M54 и М62 аэродинамически уступает американскому "чугунию" семейства Mark 80, и параметров JDAM на нём не получишь.

Надо двигаться вперёд. Нужны отечественные SDB, нужны отечественные APKWS II.

Вопрос: это нормально, что отечественные ввс используют экспортные бомбы ? Для кого они производились изначально ?
Мутная история какая-то... Еще и без приемника дифпоправок...


Стартовым заказчиком КАБ-500С-Э стала Индия. Снижение характеристик экспортных вариантов ВиВТ - давний отечественный подход.

Критика КАБ-500С отечественным заказчиком совершенно понятна. Взяв за основу при создании КАБ-500С конструктивно-аэродинамические решения советской КАБ-500Л "Регион" создал бомбу с заведомо худшей чем у американской GBU-32 аэродинамикой. Индийцев это устроило. МО РФ нет.

Другое дело что с этим нужно было разбираться ещё на этапе составления тактико-технических требований, а не когда изделие было уже готово. Скорее всего ТТТ со стороны наших ВВС на этапе проектирования были в части дальности незатейливо списаны с той же КАБ-500Л, а потом Заказчик "очнулся". Но это лишь мои спекуляции.

Edited at 2015-10-10 05:23 pm (UTC)

>Вопрос: это нормально, что отечественные ввс используют экспортные бомбы ?

С чего Вы решили, что они экспортные ? Также непонятно почему Вы считаете, что экспортные чем-то отличаются от неэкспортных ?

>Еще и без приемника дифпоправок...

И правильно что без. Прямой приём дифкоррекции на бомбу от специальной станции это каменный век.

>С чего Вы решили, что они экспортные ?

На используемых в Сирии авиабомбах нет антенны приёмника дифференциальных поправок наличествующего в патенте. Следовательно применяемые в Сирии авиабомбы не укомплектованы приёмником дифференциальных поправок. Другая комплектация. А их для для этого изделия известно только две. КАБ-500С, и экспортная, КАБ-500С-Э.



Антенна приёмника дифференциальных поправок есть



Антенны приёмника дифференциальных поправок нет



Антенны приёмника дифференциальных поправок нет

>Прямой приём дифкоррекции на бомбу от специальной станции это каменный век.

Это не специальная станция, а Блок ДП-С, которым навигационный приёмоиндикатор ПСН-2001 может комплектоваться. А может и не комплектоваться.

Если Вы докажете что вместе с КАБ-500С-Э те же индийцы закупили наземные станции дифференциальных поправок ГЛОНАСС, то мы обсудим как они попали в этот каменный век.

А вот так выглядит типовая аппаратура американской наземной станции дифференциальных поправок GPS:



И этот "каменный век" был отключён на территории России в прошлом году в количестве одинадцати станций.


>Используемые в Сирии КАБ-500С-Э

С чего Вы решили, что это Э ?

>не оснащены аппаратурой ввода дифференциальных поправок (отсутствует антенна (16))

Не выдумывайте. Дифрежим - неотъемлемая часть ПСН-2001 и КАБ-500С соответственно. На сирийских экземплярах нет отдельной антенны\приёмника сигналов дифкоррекции. И это правильно.

>Не выдумывайте.

Я уже сообщал Вам что это слово является лишним в Вашем лексиконе здесь. Вы спокойно могли бы донести свою мысль без апелляция к личности собеседника в первой же фразе своего послания, но не сделали этого.

>Дифрежим - неотъемлемая часть ПСН-2001 и КАБ-500С соответственно.

" Основные особенности изделия ПСН-2001

Автоматический выбор рабочего созвездия НС (ГЛОНАСС и/или GPS) по принципу радиовидимости "Всё, что в небе" ("All in the sky"), отдавая приоритет сигналам НС одной из СНС и заполняя оставшиеся каналы сигналами НС другой СНС.
Измерение фазы несущей частоты с целью повышения точности.
Дифференциальный режим измерения НП при использовании приёмника дифференциальных поправок, которым может комплектоваться ПСН-2001, или при вводе массива дифференциальных поправок от внешнего датчика..."

Надеюсь смысловые отличия между выражениями "неотъемлемая часть" и "может комплектоваться" Вам совершенно понятны?


Патент очень интересный и поучительный. Но так как Вы, ak_12, в теме ни бельмеса не понимаете, то смотрите совершенно не на те моменты, на которые стоило бы.

Вот что на самом деле интересно:

"с блоком чувствительных элементов (двумя свободными гироскопами, каналы У и Z, и тремя акселерометрами, каналы X, У, Z)"

"система электропитания авиабомбы (турбогенераторный источник питания, ТГИП) и четыре газовые рулевые машинки"

>Патент очень интересный и поучительный. Но так как Вы, ak_12, в теме ни бельмеса не понимаете, то смотрите совершенно не на те моменты, на которые стоило бы.

Я как и всякий человек конечно же могу чего то не понимать.Но я отлично понимаю что у собеседника приходящего к автору поста в гости и сходу заявляющего что тот де "не бельмеса не понимает" проблемы в общении с другими людьми. Или Вы волевым усилием обуздаете эти проблемы у меня в журнале, или будете тут забанены. У себя в уюненьком я желаю видеть только вежливых, корректных и доброжелательных комментаторов.

То что у КАБ-500С есть ИНС - совершенно предсказуемо. То что у бомбы есть такой высоконадёжный источник автономного электропитания, как турбогенератор, но при этом рулевые машины газовые, а не электрические, говорит о том что разработчики не очень старались упростить и удешевить своё изделие.

А газовые рулевые машинки запитаны не "бесплатным" газом от турбогенератора?

> То что у бомбы есть такой высоконадёжный источник автономного электропитания, как турбогенератор, но при этом рулевые машины газовые, а не электрические, говорит о том что разработчики не очень старались упростить и удешевить своё изделие.

Эмм, турбогенератор - электрогенератор, вращаемый газовой турбиной. В качестве рабочего тела турбогенератора выступает горячий газ, образующийся при горении шашки парового генератора давления (газогенератора). Этот же газ используется для рулевого привода. На кой здесь электрические?

Edited at 2015-10-11 05:39 pm (UTC)


>То что у КАБ-500С есть ИНС - совершенно предсказуемо.

Вот про это я и говорю - слона не видите. В том и дело, что ИНС оказывается не совсем ИНС. В отличии от JDAM.

>То что у бомбы есть такой высоконадёжный источник автономного электропитания, как турбогенератор, но при этом рулевые машины газовые, а не электрические, говорит о том что разработчики не очень старались упростить и удешевить своё изделие.

Опять мимо. ТГИП говорит прежде всего о том, что отечественные микросхемы - самые большие микросхемы в мире. Именно поэтому у всего семейства КАБ в качестве систем электропитания и приводов рулей такие ужасы.

Для сравнения: JDAM работает на обычной литиевой термобатарее, а рулевые машинки - электромеханические.

Это всё опять-таки к вопросам точности\дальности\цены\и т.д.

А в каких случаях в работу вступает ИНС ?

  • 1